Кому и зачем нужен строительный аутсорсинг?
Вообще-то, по крайней мере в России, аутсорсингом принято называть привлечение стороннего заказчика в самых разных отраслях. Особенно распространен этот термин в бухгалтерской сфере, но это понятие существует и в других видах деятельности. Существует, например, аутсорсинг сайтов, транспортных услуг, уборочных работ и так далее. Главное отличие аутсорсинга от разового или эпизодического привлечения сторонних специалистов в той или иной области - это заключение долгосрочного договора на обслуживание, сроком не менее 1 года. Хотя, конечно, бывают и исключения. Для чего же нужен аутсорсинг в строительстве и кто является основным потребителем подобного рода услуг?
В строительной отрасли передачи части бизнес-процессов на аутсорсинг позволяет не только снизить издержки, но и повысить качество выполнения работ, а также ужесточить соблюдение сроков, что в строительной сфере, как в мало какой другой, является жизненно важным для ведения бизнеса. Организационная схема может отличаться в деталях, но основные принципы работы аутсорсинговой компании достаточно стандартны.
К сотрудничеству со строительной организацией на договорной основе привлекается сторонняя специализированная организация, которой делегируются функции заказчика. В отдельных случаях, особенно если речь идет о крупном строительном холдинге, аутсорсинг услуг заказчика передается специально созданному департаменту, входящему в структуру компании, но имеющему обособленный статус и особую иерархию подчинения. Такое подразделение берет на себя полный спектр ответственности за выполнение таких задач, как постановка технического задания проектному бюро, получение разрешений и согласований на строительство объекта, составление и согласования сметы, функции контроля, надзора и соблюдения сроков, процесс сдачи сооружения в эксплуатацию, а также некоторые другие задачи.
Если понимать слово аутсорсинг буквально и провести аналогии с применением этого метода в другой деятельности, то функции должны быть переданы не своей, подотчетной холдингу компании, а внешней. Внешняя компания является поставщиком услуг, связанных с управлением строительным процессом, это компетентный менеджер проекта в лице целой компании.
Что дает подобный шаг самой строительной компании? Во-первых, это позволяет избежать конфликта интересов между различными подразделениями компании. Даже внутренний департамент аутсорсинга, организационно входящий в состав компании, не подчиняется наемному руководящему персоналу и его сношения с другими подразделениями сведены к разумному минимуму. Тем временем, подобная структура обязана выполнять свои непосредственные функции, а значит, усиливается контроль за выполнением сроков и качества работ, снижаются издержки на проектировочные работы, сбор документации и прочие бизнес-процессы, находящиеся обычно в компетенции заказчика.
Впрочем, привлечение сторонних экспертов выгодно не только с "дисциплинарной" точки зрения. Во-первых, как известно, невозможно "объять необъятное". И вместо того, чтобы самим изучать все тонкости и нюансы, связанные с тем или иным этапом строительства, тратя драгоценное время, куда легче пригласить опытных специалистов со стороны. Во-вторых, особенно, что касается небольших компаний, аутсорсинг выгоден и с экономической точки зрения - ведь далеко не каждая фирма может позволить себе немалые дополнительные расходы на содержание в собственном штате специалистов, которые не всегда будут задействованы. Ну, и в-третьих, хотя и далеко не в последних, услуга аутсорсинга позволяет существенно повысить качество работ и услуг, что, несомненно, служит дополнительным конкурентным преимуществом и благоприятным фактором для формирования положительного имиджа компании.