Международные стандарты ISO
Международная организация по стандартизации (известная по английской аббревиатуре ISO) существует с 1946 года, но полноценную работу начала в 1947. Работа этой организации охватывает абсолютно все направления, исключая электротехнику и электронику, которыми занимается специализированная Международная электротехническая комиссия. Стандарты ISO – это общепринятая система независимой оценки безопасности и качества товаров, услуг и производства. Ключевым моментом идеологии стандартов ISO - ориентированность на конечного потребителя и защиту его интересов.
Стандарты, создаваемые под эгидой ISO, всегда отличались очень высоким уровнем проработки, поскольку к деятельности по их созданию привлекались лучшие специалисты в соответствующих областях. К настоящему времени в мире действует более 15 тыс. стандартов, выпущенных ИСО. Они касаются как узкоспециальных направлений, так и международных областей. Системы стандартов, выпускаемые ИСО, характеризуются тем, что носят глобальный унифицирующий характер. Эти стандарты через унификацию стимулируют развитие международных производственных связей и торговлю. Они обеспечивают реальную защиту людей и окружающей среды от опасных технологий и продуктов. Стандарты ISO создают системы эффективных оценочных критериев, обеспечивающих отражение реальных ситуаций. Они также способствуют развитию бизнеса через улучшение систем управления и контроля. Стандарты ИСО представляют собой постоянно развивающуюся систему оценок, позволяющая экономикам развитых стран не упускать из числа главных ориентиров безопасность и качество.
Наиболее востребованной в мире в мире системой стандартов является система ISO 9000. Об имплементации этой системы в стандарты Украины можно посмотреть здесь friedman.com.ua/ru/info/show/219. Впервые эта система была применена в 1987 году, когда опубликовалась первая версия этих стандартов. Их направленность сводилась поначалу к выработке единого подхода к решению проблем качества продукции, выпускаемой на предприятиях. После выхода второй версии (1994) и третьей (2000) сфера действия стандартов существенно расширилась. Стандарты регулируют уже качество производства и менеджмента с точки зрения качества конечной продукции. Международные стандарты ISO 9000 применяются не к группам определенных товаров, а к технологическим комплексам и управленческим системам, работающим с этими комплексами. Сейчас система ISO 9000 активно работает в качестве платформы стандартизации управления производством большинством стран, входящим в ИСО.