Антимонопольщики обвинили производителей труб большого диаметра в сознательном отказе от конкуренции
ФАС России обвинила предприятия, производящие трубы большого диаметра, в сознательном отказе от конкуренции в деле поставки продукции для нужд ОАО «Газпром» – антимонопольщики провели проверку существующей схемы купли-продажи продукции и пригрозили трубникам крупными штрафами, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ» со ссылкой на сообщение региональной ФАС.
В поле зрения антимонопольной службы попали четыре предприятия, специализирующихся на производстве труб большого диаметра. Это ЗАО «ТД ТМК», ОАО «ОМК-Сталь», ЗАО «Группа ЧТПЗ» и ЗАО «Ижорский трубный завод».
В ходе рассмотрения дела комиссия ФАС установила, что свою продукцию для магистральных объектов ОАО «Газпром» трубники реализуют через посредников – ООО «Северный Европейский Трубный проект» (ООО «СЕТП»), ООО «Торговый дом «Трубопровод» и ООО «СтройПромДеталь». Эти организации не имеют собственных мощностей по производству труб большого диаметра, а лишь осуществляют закупку продукции у российских трубных компаний с последующей их поставкой на объекты ОАО «Газпром».
При этом с 2005 года по настоящее время, ни один производитель не значился в числе участников конкурсных торгов на поставку труб. Как оказалось, российские трубные компании не принимали участия в конкурсах ОАО «Газпром» по экономическим и технологическим причинам, поскольку в рамках одного конкурса Газпром закупал продукцию под текущие потребности нескольких проектов, что составляло значительные объемы, превышающие технологические возможности производства каждого в отдельности участника рынка.
По мнению ФАС России, практика организации ОАО «Газпром» закупок труб большого диаметра фактически устранила возможность производителей поставлять продукцию напрямую, минуя посредника, и тем самым ограничила их возможности активно конкурировать между собой.
В то же время члены «Большой трубной четверки» пришли к договоренности о распределении между собой поставок труб на объекты Газпрома в зависимости от их диаметра, толщины стенки, класса прочности и так далее. На основании этих соглашений предприятия даже спланировали долгосрочные и сбалансированные графики.
«Комиссия установила, что графики разрабатывались посредником ООО “СЕТП” или НО “Ассоциацией производителей труб”. Заводы-производители принимали предложенные посредником или ассоциацией объемы, не корректируя их в соответствии со своими производственными мощностями, т.е. фактически отказались от конкуренции между собой. Таким образом, комиссия пришла к выводу, что подписывая графики поставок труб на объекты Газпрома, и не предпринимая при этом каких-либо действий по увеличению объемов реализации продукции, производители труб большого диаметра отказались от самостоятельных действий на рассматриваемом товарном рынке, что является признаком ограничения конкуренции», – сообщили в ФАС.
С учетом изложенного, комиссия признала, что действия производителей труб большого диаметра нарушают часть 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
В ходе рассмотрения дела, производители труб представили свои доказательства признания их поведения на рынке допустимым по статье 13 Закона о защите конкуренции.
«С учетом положительных социально-экономических факторов комиссия признала поведение участников рынка допустимым в соответствии с требованиями статьи 13 Закона о защите конкуренции. Однако дальнейший отказ от конкуренции на рынке либо участие производителей труб в ограничивающем конкуренцию соглашении будет рассматриваться антимонопольным органом как грубое нарушение статьи 11 Закона о защите конкуренции и в случае признания такого нарушения на виновных будут наложены оборотные штрафы» – прокомментировал решение председатель комиссии, статс-секретарь заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
Комиссия учла, что благодаря реализации труб большого диаметра в соответствии со сбалансированными графиками заводы получили возможность планировать как само производство, так и инвестиции в его развитие и совершенствование. В России была создана новая отрасль, заводам удалось расширить ассортимент и повысить качество выпускаемой продукции, а в результате масштабных инвестиций удалось повысить конкурентоспособность отрасли на мировом рынке. В результате развития отрасли создано более 6 тыс. рабочих мест, увеличены налоговые платежи в бюджет. При этом цены российских производителей ниже цен аналогичной продукции зарубежного производства.