Когда появились первые гидросистемы
Если понимать под гидравлической системой совокупность элементов, каждый из которых оказывает определенное влияние на состояние определенной текучей среды (независимо от того, идет речь о замкнутой системе, как о гидравлическом поршне, к примеру, или об открытой), то такие системы человек использовал еще в глубокой древности. В частности, еще в период расцвета Древней Греции в городах уже были свои пожарные расчеты, колесницы которых были оборудованы специальными насосами для подачи воды под давлением, и это, по сути, и есть первые гидросистемы – простейшие с точки зрения современности, но не для тех времен, учитывая уровень развития науки и техники. Но приблизительно на том же примитивном уровне они и оставались в течение многих столетий. По-настоящему гидросистемы как сложные технические устройства, в состав которых входят насосы, гидропривода, гидравлические трансформаторы и муфты, начали развиваться только в конце 18-го века.
Если быть точным, то первый гидравлический пресс, пришедший на замену механическому (сейчас на производстве в основном используются именно такие пресса, за исключение легких переносных версий, имеющих вообще ручной привод), появился лишь с 1797-м году. Запатентован он был на самом деле даже на два года раньше, но уровень развития технологий, использовавшиеся в те времена материалы и точность промышленного оборудования (для обеспечения целостности системы и защиты от протечек необходимо было обеспечить крайне высокую степень точности ее компонентов и идеальную подгонку) создавали объективные сложности для реализации идеи. Однако именно создание этого пресса стало отправной точкой в развитии, по сути, новой отрасли машиностроения. Спустя пятьдесят лет – в 1847-м, появился первый подъемный кран с приводом, сделанным по этой технологии, без применения зубчатых передач. А спустя еще 60 лет – в 1908-м, появилась на свет первая гидродинамическая передача, обладающая, кстати, вполне приличным для тех времен коэффициентом полезного действия (83% на тот момент не могли выжать даже из механических устройств). Правда, для того, чтобы сделать это устройство компактным и найти возможности для его практического применения, понадобилось еще два десятилетия – в серийное производство эти гидросистемы, устанавливавшиеся на железнодорожный транспорт, пошли только в начале 40-х годов прошлого столетия.