Оптимизация производства в России – возможно ли
Российская промышленность сейчас переживает не самые лучшие времена. Причин тому, в принципе, масса, но в большинстве случаев руководители производственных предприятий и люди, несущие ответственность за состояние промышленности в целом на федеральном уровне, вместо того, чтобы искать реальные причины, называют в свое оправдание, грубо говоря, отмазки. Устаревшая материальная база? Может быть, но на более древних станках мы первыми в мире построили космический корабль, который успешно был выведен на орбиту. И до сих пор, кстати, поставляем ракетные двигатели на экспорт. Устаревшие технологии? Вот здесь на самом деле уже ближе к истине, но все же недостаточно близко – по тем же самым технологиям был сделан в свое время БелАЗ, который простоял на выставке две недели на белоснежной площадке, полностью готовый к тому, чтобы поехать в любой момент, и за это время из этой огромной машины не капнуло ни одной капли масла или другой технической жидкости.
На самом деле самая важная причина имеет комплексный характер – это и частично устаревшие технологии (с этим спорить действительно тяжело), и напрочь убитая после развала Союза культура производства. Но с обеими этими проблемами можно бороться... Обновление технологической базы – это несколько сложнее, поскольку тут многое упирается в кадры, которых у нас до сих пор обучают по старой школе, а культура производства – вопрос желания каждого конкретно взятого руководителя предприятия. Внедренное в середине прошлого столетия в Японии бережливое производство в России тоже вполне возможно – нужно всего лишь обучить ключевых сотрудников предприятия по этой системе, а дальше они передадут полученные знания по цепочке. Основные принципы этой системы, называемой также «шесть сигм», вполне просты, основаны они всего лишь на минимизации основных потерь, которые оказывают существенное влияние на эффективность работы любого предприятия. Система бережливого производства выделяет ключевые проблемы, присущие любому производственному процессу – перепроизводство товара, ожидание следующего технологического этапа (на самом деле и людей, и оборудование в это время можно занять чем-то другим), лишние движения – тут речь может идти и о транспортировке, и о лишних технологических операциях, и о перемещении персонала без особой на то необходимости, наконец, содержание на складах излишних запасов. А последняя проблема – устранение дефектов производства, решается сама собой при решении предыдущих.