Из чего делают шпалы
За последнюю сотню лет свою форму шпалы из дерева изменили мало. Древесина для их изготовления изначально была выбрана по той причине, что она обработке поддается легко и является доступным материалом для использования в промышленных целях. Пропитывать шпалы начали несколько позже, чтобы повысить их срок службы. Непропитанные изделия укладывались на большинстве первых железнодорожных путей. На данный момент пропитанные шпалы являются стандартом и используют именно их. Для пропитки применяют антисептики и каменноугольные масла. Благодаря пропитке срок службы шпал увеличивается более чем в два раза.
Рельсы железнодорожного пути укладываются на опору из шпал. Основной задачей шпал является обеспечение равномерного распределения давления на основание пути. Ограничений по зонам шпалы не имеют, то есть использовать их можно как на грузонапряженных путях, так и на новых линиях, пролегающих по вечномерзлым и нестабилизированным земляным полотнам. На имеющих радиус больше трехсот пятидесяти метров крутых кривых используют только пропитанные шпалы. Не имеющие пропитки изделия в таких случаях не применяются.
Для прокладки отечественных железнодорожных путей чаще всего применяются хвойные породы. Семьдесят процентов шпал изготавливают из сосны. На долю ели и других пород остается тридцать процентов. Наименее подверженной растрескиванию древесиной является прямоствольная сосна. Механические характеристики кедра, пихты и ели слабее, чем у сосновой древесины. Кроме того, пропитке антисептиками они поддаются хуже. Неплохим материалом для шпал является лиственница, однако при сильных морозах и во время сушки она склонна к растрескиванию, а следовательно, необходимы специальные меры, чтобы его предотвратить. Более прочными получаются березовые шпалы, однако загнивают они чаще сосновых, поэтому на пропитку их антисептиками обращается особое внимание.
За границей для изготовления шпал используют пропитанные твердые породы древесины, срок службы которых достигает тридцати-сорока лет. Такие изделия имеют высокую сопротивляемость отжатию и выдергиваю прикрепителей, меньше изнашиваются под прокладками. Металлические шпалы используют преимущественно в тропических странах, поскольку деревянные разрушаются термитами. В других же случаях металл для изготовления шпал бесперпективен, поскольку имеет множество недостатков – высокая стоимость, шумообразование, электрическая проводимость, подверженность коррозии и так далее.