Черный прокат можно применять не всегда
Около 75% продукции металлургической промышленности приходится на металлопрокатные изделия – трубы, балки, уголки, швеллеры и тому подобные вещи, без которых сегодня не обходится ни одно строительство и которые крайне востребованы во всех отраслях тяжелой промышленности (в первую очередь это касается автомобиле- и станкостроения). В свою очередь, большинство продукции, классифицируемой именно как прокат, приходится на прокат черный, изготовленный из обычных углеродистых сталей. Что, впрочем, вполне понятно – в подавляющем большинстве случаев свойств обычных конструкционных сталей, используемых в изготовлении продукции такого рода, вполне достаточно для обеспечения минимально необходимого набора эксплуатационных характеристик в тех их значениях, требования к которым предъявляются проектом механизма или сооружения.
Но «подавляющее большинство» именно потому так и называется, что оно не является абсолютным – остается определенный процент, когда использование именно черного металлопроката абсолютно невозможно. Например, когда речь идет о системах, работающих в плотном контакте с агрессивными средами. Или даже просто в условиях повышенной влажности, которая вызывает коррозию металлических конструкций, выполненных из обычного сортового проката, что не только существенно сокращает срок эксплуатации объекта, но и влечет за собой необходимость проведения постоянных проверок на предмет наличия на металлических частях ржавчины и степени ее распространения. В таких ситуациях экономить на материалах крайне нежелательно. Да, с точки зрения финансовых затрат цветной металл купить, цветной металлопрокат перевезти на место строительства, монтажников, которые имеют опыт общения именно с цветными металлами (и это, кстати, довольно важный момент, поскольку цветмет в большинстве случаев более «чувствителен», чем чермет, то есть, обладает большей пластичностью, меньшей способностью сопротивляться нагрузкам на изгиб, на них при неумелом обращении образовывается гораздо большее количество вмятин и царапин и прочих дефектов механического характера, которые могут оказать свое влияние на эксплуатационные характеристики всего изделия в сборе), нанять – все это обходится существенно дороже, чем в случае с обычными черными металлами и прокатом, изготовленным именно из него. Но в ряде случаев эта экономия может откликнуться существенными убытками в будущем.