Работа электрических двигателей в аварийных режимах
Даже в случае правильного проектирования и эксплуатации электроприводов, в процессе их работы всегда есть потенциальная вероятность появления режимов, ненормальных либо даже опасных как для самого двигателя, так и для остального электрооборудования. Одним из наиболее распространенных, и вместе с тем опасных режимов считаются короткие замыкания. Выделяют множество различных типов замыканий:
- однофазные и многофазные (2-х или 3-х) в обмотке двигателя;
- многофазные замыкания в коробке вывода электродвигателя и внешней силовой цепи (на контактах аппаратов коммутации, в ящиках сопротивления, в кабелях и приводах);
- замыкания между витками в обмотке электромотора (витковые);
- короткие замыкания фазы на:
- нулевой провод, находящийся внутри мотора;
- нулевой провод внешней цепи (если используется сеть с заземленной нейтралью);
- корпус двигателя;
- замыкание в цепи управления.
Во многих случаях электродвигатели могут замкнуть из-за перекрытия или пробоя изоляции. Величина тока во время короткого замыкания может достигать показателей, в десятки и даже сотни раз превышающих номинальный режим работы двигателя. Высокое тепловое воздействие и динамика, которым подвергаются все токопроводящие элементы цепи, могут привести к выходу из строя всей электрической системы.
Тепловые перегрузки электродвигателей
Наряду с коротким замыканием, в электрическом двигателе могут возникать также и тепловые перегрузки, которые могут быть вызваны:
- перегрузками рабочего механизма в связи с технологическими причинами;
- длительным понижением напряжения в сети;
- чрезвычайно тяжелыми условиями пуска двигателя (нагрузка или застопоривание);
- выпадением одной из фаз во внешней силовой цепи;
- обрывом провода в обмотке электромотора;
- наличием механических повреждений в двигателе или приводимом механизме;
- перегревом, вызванным плохим охлаждением двигателя.
Наличие постоянных тепловых перегрузок вызывает ускоренное старение изоляции мотора и последующее ее разрушение. Естественно, в этом случае электродвигатели могут замкнуть, что приведет к выходу их из строя.
Надежная и бесперебойная работа устройств обеспечивается в первую очередь правильным выбором двигателя, осуществляющимся согласно:
- мощности;
- режиму работы;
- форме исполнения.
Большое значение также имеет соблюдение правил по составлению электросхемы, выбору регулирующего оборудования, кабелей и других составных элементов цепи.