Монтаж подшипниковых узлов
Практически любое устройство, работа которого предполагает вращение одних деталей относительно других, включает в свой состав подшипник. Конкретный тип подшипника (он может быть построен как шариках, так и на роликах, причем ролики могут быть и прямыми цилиндрическими, и конусообразными) определяется геометрией остальных узлов конструкции и спецификой ее работы. С этим особенных проблем нет – современная промышленность изготавливает подшипники в весьма широком ассортименте, есть и шариковые, и роликовые, и игольчатые (по сути, те же роликовые, просто ролики обладают более существенным отношением величин длины и диаметра), есть радиальные и упорные… есть даже подшипники не качения, а скольжения. Но проблемы нередко наблюдаются в другом – в фиксированном размещении подшипника.
Обычно этот вопрос решают запрессовкой, но в этом случае существенно ограничиваются возможности проведения профилактических и ремонтных работ. Поэтому конструкторы пошли немного дальше и вместо одного подшипника без внешнего корпуса (его роль обычно играло внешнее кольцо) начали использовать подшипниковый узел – тот же подшипник, но запрессованный в свой, отдельный корпус, который имеет «уши» для крепления. Такой подход позволил сделать конструкцию (в данном случае имеется в виду не какой-то конкретный агрегат, а произвольная конструкция, в которой используются подшипники) более прозрачной и более ремонтопригодной.
Хотя есть и некоторые технологические нюансы – общие технологические правила монтажа подшипниковых узлов, несоблюдение которых грозит ускоренным выходом всей установки из строя и затруднением ее ремонта. В частности, окончательная ориентация в пространстве и фиксация колец подшипника должна проводиться только после монтажа корпуса подшипникового узла, в противном случае величина осевого напряжения превысит предельно допустимую и узел довольно быстро откажет. Подвергать при этом корпус узла ударным нагрузкам категорически воспрещается – в отличие от колец, он делается либо из чугуна, либо из улучшенной, а не каленой стали, и использование при монтаже молотка может привести к деформации корпуса, что впоследствии выльется в нарушении ориентации оси подшипника. И в любом случае каждый подшипниковый узел даже при соблюдении всех правил монтажа по сборке всей конструкции должен быть проверен путем поворота вала от руки – необходимо убедиться, что ничто не мешает свободному вращению.