Производителей вагонов и локомотивов ждет тяжелый год
Железнодорожные машиностроители ожидают дефицита загрузки на фоне сокращения заказов со стороны РЖД. Речь идет о снижении закупок пассажирских вагонов и локомотивов, вызванном секвестром этого раздела инвестпрограммы холдинга. Но если на продажи пассажирского состава и тяги еще есть надежды с учетом возможности финансовой поддержки из бюджета, от покупателей грузовых вагонов ни производители, ни чиновники уже ничего хорошего не ждут: на рынке установился стабильный профицит мощностей при низком спросе.
В ходе прошедшего 27 января круглого стола в Совете федерации представители железнодорожного машиностроения пожаловались на сокращение закупки РЖД локомотивов и пассажирских вагонов. «Этот вопрос в основном поддерживается за счет инвестпрограммы РЖД, в которой в текущем варианте значительно сокращен объем инвестиций в эти виды техники,— пояснил замглавы Минпромторга Александр Морозов.— А РЖД в этих двух сегментах представляет фактически основной заказ». Сокращение расходов РЖД на локомотивы еще в конце прошлого года стало предметом оживленных обсуждений, вылившихся, в частности, в возрождение дискуссии о частной тяге (см. “Ъ” от 11 и 14 декабря 2020 года).
Машиностроители, однако, считают эти планы недостаточными. По словам директора по стратегическому маркетингу «Трансмашхолдинга» Кристины Дубининой, дефицит закупки вагонов Федеральной пассажирской компанией (ФПК, входит в РЖД) в 2021 году составит 359 единиц, закупки локомотивов РЖД — 78 единиц. Это приведет к потере 18,9 тыс. и 5,6 тыс. рабочих мест соответственно. Топ-менеджер говорит о необходимости «стабилизации финансового состояния ФПК» и ускорения темпов обновления локомотивного парка РЖД: «Мы предлагаем и активно с Минпромторгом работаем над тем, чтобы признать задолженность по субсидиям в регулируемом сегменте на 21,7 млрд руб., из которых 3,1 млрд руб.— это секвестрированные субсидии по тарифам 2020 года и 18 млрд руб.— дополнительный убыток в регулируемом сегменте в связи с падением пассажиропотока». Также необходимо компенсировать 5,5 млрд руб. выпадающих доходов от госрегулирования тарифов на перевозки в плацкартных и общих вагонах, считает госпожа Дубинина. Для ускорения обновления локомотивного подвижного состава, отмечает она, нужно дополнительное финансирование в размере 9,7 млрд руб.